Советы психолога
Роль игры в дошкольном детстве
Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
Чему обучается ребёнок в игре?
- Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
- Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
- Осознавать своё реальное место среди других людей.
- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
- Уважать себя и верить в себя.
- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
- Свободно выражать свои чувства.
- Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
- Делать выбор.
Советы взрослым
- Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
- Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
- Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
- Обратите особое внимание на неиграющих детей.
Чему научит нас игра с ребенком
- Говорить с ребёнком на его языке
- Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм)
- Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций
- Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание
- Любить детей такими, какие они есть!
Причины неадекватного поведения детей и пути его предотвращения
Всякое серьезное нарушение поведения ребенка — это сигнал о помощи. Своим поведением ребенок как бы говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!» Беда этих детей в том, что они остро страдают от того, что не реализовывали свои потребности. Они очень чувствительны и ранимы; используют для исправления ситуации способы поведения, которые ничего не меняют, а чаще только усугубляют обстановку. Они не знают, как можно поступить иначе.
Дети своим «плохим» поведением преследуют четыре цели: борьба за внимание, борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки и власти, желание отомстить, уклонение от препятствий (потеря веры в собственный успех).
Борьба за внимание
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания... Нельзя сказать, что это очень приятно, то внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки и власти
Детям очень трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. И если замечания и советы слишком резки, приказы и критика очень часты, а опасения — слишком преувеличены, ребенок начинает восставать, действовать наперекор. Смысл такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность.
Желание отомстить
Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть самыми разными (родители более внимательны к младшему ребенку, мать разошлась с отцом, резкое замечание, несправедливое наказание и т. д.). В глубине души ребенок переживает, может даже страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!».
Уклонение от препятствий (потеря веры в собственный успех)
Ребенок переживает свое неблагополучие в одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Подобное происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе и приходит к мысли: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он показывает: мне все равно и буду плохой.
Может ли родитель помочь ребенку?
Да, может. Главное — понять причину непослушания. Задача эта не очень проста. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками отомстить родителям, и с потерей веры в свои силы.
Родителю следует обратить внимание на свои чувства
Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторяющемся непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот удивительный факт: переживания родителей — своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из 4 разобранных причин. Если ребенок борется за внимание, досождая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает — раздражение. Если причина стойкого непослушания — противостояние воле родителя, то у последнего возникает — гнев. Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у родителя — обида. При глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель попадает во власть чувства безнадежности, и порой отчаяния.
Что же делать дальше?
Первый и общий ответ на него такой: не реагировать привычным образом, т.е. так, как ждет от вас ребенок. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается в том, что его усилия достигли цели. И он возобновляет их с новой энергией. Значит, главная задача родителя перестать реагировать на непослушание прежними способами, и тем самым разорвать заколдованный круг. Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же, если вы уясните, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему вашего ребенка: с чем, против чего или отчего он «воевал».
Если идет борьба за внимание, необходимо найти путь, при котором Вы сможете показать ребенку свое положительное внимание к нему. Продумайте совместные занятия, игры или прогулки. И вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Что касается непослушаний, то лучше их оставить незамеченными. Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка.
Уйти от авторитарного стиля воспитания в духе «закручивания гаек» помогут методы развития демократического стиля поведения, а именно:
- позволяйте своему ребенку самостоятельно принимать решения;
- подбадривайте, хвалите его;
- помогайте ему исправлять ошибки;
- давайте право на выбор;
- уважительно относитесь к нему;
- давайте понять, что вы его любите;
- проявляйте доброту и твердость одновременно;
- не сравнивайте его с другими;
- давайте понять, как много он умеет делать хорошо;
- научите его с пониманием относиться к точке зрения других.
При этом следует помнить, что не следует поступать следующим образом:
- не давать право на выбор;
- наказывать;
- поощрять за беспрекословное выполнение желаний родителей;
- угрожать;
- держать в страхе;
- осуждать ребенка за его ошибки;
- не считаться с его мнением;
- сравнивать с другими для того, чтобы подчинить его общепринятым нормам поведения.
Иногда бывает трудно понять, чего же добивается ребенок — внимания к себе либо влияния на вас. В таком случае делайте замечание ребенку по поводу его плохого поведения. Если он успокаивается и меняет свое поведение — требует внимания, если продолжает вас огорчать — влияния.
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, исправить ее.
Помните, что угрозы, требования, приказы всегда приводят к результатам, противоположным тому, чего мы хотим.
Детские страхи
Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;
— Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.
Такие детские страхи довольно распространены. Их источник — взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи — упадешь», «Не бери — обожжешься», «Не гладь — укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.
В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:
- Детей ни в коем случае нельзя пугать — ни дядей, ни волком, ни лесом — стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.
- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.
- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.
Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей
- Помните, что детские страхи — это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как возрастные трудности.
- Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
- Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
- Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
- Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать — позову волка» и тому подобное.
- Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
- Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.
- Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.
- Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.
Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».
Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.
Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе
«Качели»
Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.
«Художники-натуралисты»
Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.
Викторина по русским народным сказкам
Сегодняшнее задание посвящено русским народным сказкам! Народные сказки являются гениальными произведениями русского народного творчества. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка вполне доступна маленькому ребёнку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерными и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок — хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-моревны и многие другие — входят в жизнь детей, раскрывая перед ними в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Дети в дошкольные годы должны быть знакомы со сказками «Репка», «Курочка-ряба», «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и кувшин», «Лисичка — сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и др.
Самые элементарные и в тоже время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушие, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения.
Викторина «Знатоки русских народных сказок»
Цель: воспитание интереса к народному творчеству (сказке).
Задачи:
развивать логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать, анализировать;
воспитывать в детях любовь к народному творчеству.
Задание № 1. Отгадайте название сказки и её героев:
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Журавль. «Лиса и Журавль»)
Удивился народ: едет печка
дым идёт,
А мужик на печи ест
большие калачи.
Чай сам наливается по его
хотению,
А сказка называется... («По щучьему велению», Емеля)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
Задание № 2 Путешествие по сказкам:
Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф
Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла).
От кого ушёл Колобок? (От бабы, деда, зайца, волка, медведя).
Кто с кем такой делёж устраивал: твои вершки, а мои корешки. (Мужик с медведем. «Вершки и корешки»).
Какого героя провели на пирожках? (Медведя. «Маша и медведь»).
Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? (Солдат. «Каша из топора»).
Кто первым нашёл теремок? (Мышка. «Теремок»).
Дорогие родители, уделяйте внимание совместному чтению с детьми русских народных сказок.
В детский сад без слёз
Маленький ребенок, приходя в детский сад, окружен новыми условиями, незнакомой средой. Изменяется его привычный образ жизни, общение, требования, режим, питание и все остальное.
А это весьма большой переворот и стресс для маленького человека.
Поэтому нередко, а даже часто изменяется его поведение, аппетит, эмоциональное состояние, сон, ослабевает иммунитет. Как следствие, некоторые дети начинают болеть.
В этот период важно приложить усилия, чтобы помочь малышу привыкнуть к новой среде вокруг себя с наименьшими потерями для физического и психического здоровья
Внимание! Как правило, легче привыкают те дети, режим и условия которых был похож на режим детского сада.
Для этого можно заранее поинтересоваться как проходит день, чем занимаются, что едят дети в саду.
Что важно учитывать
Для первого знакомства с садом можно побывать с ребенком на участке, показать, где и как гуляют дети.
В первые дни пребывания в саду, продумайте, на какое время вы будете оставлять малыша. Здесь важна постепенность.
Первые дни это может быть пара часов, потом до обеда, а когда малыш начнет понимать эту неизбежность, можно попробовать оставить на сон и так далее.
Период адаптации или привыкания к детскому саду можно и нужно облегчить. Как это сделать?
1. Если ребенок имеет свои привычки — это не самое лучшее время, чтобы отучать его! Достаточно дождаться окончания этого периода. Важно, чтобы дома ребенок чувствовал себя спокойно, ощущал поддержку, не был участником или наблюдателем разногласий и конфликтов.
2. Режим дня и в выходные дни, и в период болезней необходимо сохранять такой же, как в детском саду. Для того, чтобы ребенок не переутомлялся, важно организовывать для него спокойный день, без особых вспышек эмоций.
3. Любимая игрушка. Этот прием многим помогает. Ребенок приносит вещь из дома и чувствует себя спокойнее, она напоминает ему маму, дом.
4. Придумывание сказок. Можно сочинить историю о ребенке или сказочном герое. О том, как он ходил в детский сад, как ему там нравилось, как он дружил с другими.
5. Важно, собирая ребенка в детский сад, самому родителю быть спокойным и уверенным. Дети чувствуют волнение родителей. Ребенок должен понимать, что это обычный день, нужно рассказывать ему о том, что у всех свои дела- у родителей работа, у ребенка — детский сад, а вечером все вместе — домой.
Пройдет совсем немного времени, и вы увидите — ваш малыш полюбит детский сад!
Психология детского рисунка
В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.
Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах — это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».
Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.
Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей.
Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет — веселый или грустный, какие мысли он вызывает.
Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.
Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.
Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.
Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.
Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.
Голубой — символ мечты, свободолюбия и беззаботности.Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.
Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.
Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.
Серый — это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.
Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.
Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.
Ребенок врет
Здравствуйте! Сегодня хочу дать несколько рекомендаций родителям, чего нельзя делать, если Ваш ребёнок врёт.
Разумеется, эта ситуация расстраивает. Однако, важно помнить: от вашей реакции на ложь ребенка зависит ваше доверие в будущем и отношение ребенка к вам. Вы не одиноки в своей ситуации, с этим рано или поздно сталкиваются многие родители.
⠀ И, к сожалению, часто они допускают ошибки, которые создают еще большие проблемы.
⠀ Чего делать нельзя в такой ситуации:
⠀ 1. Наказывать ребенка и угрожать.
⠀ Такая реакция вызовет у ребенка любого возраста страх и гнев.
Эти эмоции прочно будут связаны с фигурой родителей и могут спровоцировать новый обман.
⠀ 2. Игнорировать ложь ребенка, боясь совсем оттолкнуть его от себя.
Есть риск того, что ребенок угодит в какую-то неприятную ситуацию, а вы так и останетесь в неизвестности, что происходит в душе у ребенка.
Также ребенок может подумать, что родителю нет дела до его жизни и проблем.
Скрывая друг от друга переживания, члены семьи рискуют отдалиться друг от друга и совсем перестать понимать, что происходит.
⠀ 3. Стыдить ребенка, стыдиться его перед другими людьми, отрекаться от него.
⠀ Это самая опасная ошибка родителя. Кроме отчуждения вашего ребенка, усиления его страха и снижения самооценки вы ничего не добьетесь.
⠀ 4. Обвинять его, задавая вопрос: «Как ты мог наврать родителям, ведь мы в тебя вложили столько сил!»
⠀ Может вызвать протест ребенка: «Я вас об этом не просил!», что приведет к большей замкнутости, отчуждению и усилению чувства вины.
Упражнение «Живой дом»
Здравствуйте, уважаемые родители
Предлагаю вашему вниманию упражнение «Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.
На белом листе бумаги, нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на вашу жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Надеюсь,что данное упражнение было для вас информационным, с помощью него вам представилась возможность определить свое семейное пространство .
Гиперактивность
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня хочу познакомить вас с понятием гиперактивности у детей.
Одно из самых часто встречающихся состояний у маленьких детей — гиперактивность.
Гиперактивный ребенок — это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название СДВГ-синдром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью.
Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых индивидов, даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе.
Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5 % детского народонаселения.
Рекомендации для родителей гиперактивных детей
- Главное лекарство ребенка — это ваше полноценное общение с ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.
- Любое разногласие усиливает у малыша негативные проявления.
- Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям четко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.
- Используйте возможности игры в полной мере:
- дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным;
- подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;
- сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками.
- Займитесь с ребенком рисованием. Начинайте с листа большого формата с постепенным переходом к маленькому.
- Читайте вместе с ребенком его любимые сказки.
- Лучше ограничить пребывание ребенка в больших и шумных компаниях взрослых и детей. Интенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.
- Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внимания.
- Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.
Стили воспитания
Блиц опрос
Здравствуйте, Уважаемые родители.
Предлагаю вашему вниманию упражнение под названием «Какой ваш ребенок?».
Цель: Развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств.
Напишите по 3 качества своему ребёнку, начиная ответ со слов: « Мой ребёнок…»
- Мой ребёнок любит ( тоже 3ответа)
- Я мечтаю, что мой ребёнок станет…
- Что я ожидаю от своего ребёнка?
Вы написали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:
- Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.
Словами мудрого поэта я хочу сказать:
Ваши дети- это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать им кров их телам, но не душам,
Потому что души живут в завтрашнем доме,
Который Вы можете посетить даже в Ваших мечтах,
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремиться сделать их такими , как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается в завтрашнем дне.
Условная и безусловная любовь